Гидрокомпенсаторы — один из видов двигателей внутреннего сгорания. Впервые они появились в 1930-х годах, когда были установлены на автомобиле Cadillac. Но популярными они стали лишь спустя десятилетия, благодаря росту японского автопрома. Использование этих «гидриков» в управлении механизмом газораспределения (ГРМ) усложнило двигатели, но и значительно упростило их обслуживание. Стук, который они создают, является результатом работы этих компонентов.
Гидравлический компенсатор
Гидрокомпенсатор — это устройство, используемое в двигателях внутреннего сгорания для регулирования величины теплового зазора клапанов двигателя. До его появления приходилось периодически выполнять ручную регулировку. Теперь, благодаря появлению гидрокомпенсаторов, эти усилия больше не требуются, так как они выполняют их автоматически.
Зачем нужен гидрокомпенсатор?
В четырехтактном двигателе внутреннего сгорания имеются клапаны, которые впускают топливно-воздушную смесь и выпускают отработавшие газы. Их работа регулируется распределительным валом, кулачки которого вызывают открытие клапана в цилиндре. Между кулачком и клапаном находится тепловой зазор, который служит для уравновешивания линейного расширения металлов под действием тепла при работе двигателя. Как правило, величина этого зазора устанавливается производителем и измеряется десятыми долями миллиметра, что не позволяет увидеть его невооруженным глазом.
Слишком малый зазор
Если зазор слишком мал, клапан не сможет сформировать уплотнение в камере сгорания.
Слишком большой зазор
Если зазор слишком велик, клапан будет открываться с опозданием или неполностью, что снизит эффективность наполнения цилиндра топливно-воздушной смесью.
Преимущества гидрокомпенсатора
Гидравлический компенсатор обеспечивает возможность автоматической регулировки этого значения, а также обладает следующими преимуществами:
- Облегчается техническое обслуживание двигателя, так как не требуется регулярная ручная регулировка.
Преимущества гидрокомпенсаторов
-
Снижение уровня шума при работе двигателя внутреннего сгорания;
-
Устранение зазоров между компонентами из-за регулярного износа;
-
Продлевает срок службы всего агрегата.
Конструкция гидрокомпенсаторов
В целом конструкция гидрокомпенсаторов одинакова. Однако их размещение может быть различным — в гнездах коромысел клапанов (для двигателей SOHC с одним распредвалом) или в гнездах головки блока цилиндров (для двигателей DOHC с двумя распредвалами).
Гидравлический компенсатор
Гидравлический компенсатор, также известный как «гидрокомпенсатор», представляет собой компактный гидроцилиндр. Он состоит из пяти частей: плунжера, втулок плунжера, пружин плунжерного клапана, шара (или плунжерного клапана) и масляных каналов.
Плунжер является основным компонентом компенсатора. Масло поступает в зону под клапаном, заполняя полость до тех пор, пока клапан не будет перекрыт пружиной.
Взаимодействие кулачка распределительного вала
При взаимодействии кулачка распределительного вала с рабочей поверхностью гидрокомпенсатора создается давление, и клапан запирается. Сила кулачка распределительного вала передается на гидрокомпенсатор, который открывает клапан. В процессе работы двигателя количество масла, необходимое для заполнения плунжера, изменяется, тем самым регулируя тепловой зазор.
Причины стука гидрокомпенсатора
Гидравлический компенсатор иногда может издавать шум, напоминающий стрекот. Однако это не всегда свидетельствует о том, что в устройстве что-то не так.
Причины стука в «холодном» гидрокомпенсаторе
- Загрязнения в каналах гидрокомпенсатора. Нагретое масло становится более текучим и легче проходит по каналам, поэтому через некоторое время звук может стихнуть.
Причины стука в «горячую»
-
Причиной может быть некачественное или некондиционное масло, которое обычно устраняется после замены старого смазочного материала на свежий;
-
Причиной может быть и более густая смазка, чем рекомендовано производителем;
-
Может быть изношен клапан гидрокомпенсатора, в результате чего шаровой механизм лишается масла.
Осмотр гидрокомпенсатора
Причиной странных звуков может быть слишком большое или слишком малое количество масла в картере, а также ухудшение или отказ гидрокомпенсатора. Звук неисправного гидрокомпенсатора похож на стрекот, исходящий из верхней части двигателя под клапанной крышкой. Его трудно обнаружить изнутри автомобиля, особенно если он имеет хорошую звукоизоляцию.
Громкие звуки
Обычно звук становится все громче — от легкого шепота до громкого лязга. Если сильный скрип возник внезапно, следует проверить уровень масла — возможно, он низкий, и гидрокомпенсаторы отреагируют на него в первую очередь. Также рекомендуется осмотреть поддон картера двигателя. Вполне возможно, что при движении по бездорожью на картере двигателя образовалась вмятина, которая влияет на эффективность работы маслоприемника.
Скрежет после замены масла
Если стук появляется сразу после замены масла, то, скорее всего, вместо хорошего смазочного материала была использована низкокачественная смазка.
Устранение стука гидрокомпенсаторов
Для устранения стука гидрокомпенсатора часто достаточно обычной замены масла и фильтра. Если это не помогает, то необходимо заменить компенсаторы. Если владелец не менял масло регулярно, возможно, требуется замена масляного насоса или очистка магистралей двигателя.
Если слышен легкий стук
Если после запуска двигатель автомобиля начинает издавать легкий стук, то, возможно, некоторое время на нем можно ездить, но откладывать поездку в автосервис надолго не стоит. Если не позаботиться о гидрокомпенсаторе, то это может привести к выходу из строя системы газораспределения или головки блока цилиндров, поэтому лучше принять меры предосторожности.
Как предотвратить поломку
Чтобы избежать неисправности гидрокомпенсатора, необходимо регулярно проверять автомобиль, обращая особое внимание на уровень масла и охлаждающей жидкости. Также важно менять масло и фильтр с интервалом, рекомендованным производителем. Кроме того, проверьте клапанную крышку и свечи зажигания на предмет износа и при необходимости замените их.
Для обеспечения долговечности гидрокомпенсаторов
Для защиты гидрокомпенсатора от неисправностей необходимо придерживаться общих указаний производителя по замене масла. Обычно это делается раз в год, но бывают случаи, когда этот интервал можно сократить — например, перед длительной поездкой, при работе в тяжелых условиях, под нагрузкой и т. д. Регулярная замена гидрокомпенсаторов не требуется. При условии правильной эксплуатации срок службы этих компонентов составляет в среднем не менее 200 000 км.
Комментарии закрыты.