Автомобильный бренд Москвич

47

В ноябре 2022 года на бывшем заводе Renault в Москве началось производство автомобилей «Москвич». Первой представленной моделью стал внедорожник, получивший название «Москвич-3». В декабре 2022 г. ожидается начало серийного производства автомобилей «Москвич-3» по проекту «Завод КИМ».

Основание советского автопредприятия

В 1929 году между Советским Союзом и американской компанией Ford Motor Company было заключено соглашение о строительстве в Нижнем Новгороде автомобильного завода, получившего название Горьковский автомобильный завод (ГАЗ). До создания полноценного предприятия для сборки автомобилей из машинокомплектов были организованы два автосборочных завода — Государственный завод № 1 в Нижнем Новгороде и Государственный завод № 2 в Москве. Основной завод располагался на Остаповском шоссе (ныне Волгоградский проспект), недалеко от Московской окружной железной дороги. В 1930-е годы на заводе собирались легковые автомобили ГАЗ-А и грузовые автомобили ГАЗ-АА, как из американских, так и более поздних, советских комплектующих.

Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодежи

В 1939 году завод был выведен из состава ГАС и получил название «Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодежи» (КИМ). Был разработан субкомпактный автомобиль КИМ-10 с цельнометаллическим полусамонесущим кузовом, созданный на базе американского автомобиля Ford Prefect. Всего до начала войны было выпущено около 300 автомобилей, а запуск конвейера был запланирован на 1 августа 1941 года.

Война заставляет эвакуировать завод

Вскоре после начала Великой Отечественной войны завод КИМ был перебазирован в Свердловск. Это ознаменовало начало производства легких танков Т-60 и Т-70. Первое поколение «москвичей» было создано в мае 1945 года. Тогда же было принято постановление Совета Народных Комиссаров о завершении строительства автомобильного завода по выпуску малолитражных автомобилей на базе КИМ. Предприятие получило название ЗМА (позднее МЗМА).

Производство КИМ-10 отменено

Первоначально планировалось начать производство КИМ-10. Однако в августе 1945 г. советский лидер И. В. Сталин принял решение о производстве дубликата немецкого автомобиля Opel Kadett K38, выпускавшегося с 1937 по 1940 гг.

Некоторые исследователи утверждают, что чертежи и инструменты, необходимые для создания этого автомобиля, были вывезены с оккупированных территорий Германии. Другие источники предполагают, что автомобиль был разработан с нуля на основе существующих образцов и шаблонов.

Москвич-400: первый серийный автомобиль для СССР

Кадет» был повторен и назван «Москвич-400», производство которого началось в 1946 году. Это был пятиместный седан, оснащенный четырехцилиндровым двигателем М-400 мощностью 23 л. с.

На основе исходного «Москвича» были также созданы кабриолет, фургон и пикап. В 1954 году был выпущен «Москвич-401» с более мощным двигателем в 26 л. с. Всего было выпущено около 234 000 экземпляров.

Эти «Москвичи» стали первыми массовыми автомобилями, продававшимися в СССР для личного пользования.

Производство последующих поколений

В 1956–1965 гг. на МЗМА было создано второе поколение «Москвичей», отличавшееся понтонообразной конструкцией кузова и внешним видом, повторявшим более дорогой автомобиль ГАЗ-21 «Волга». К этому поколению относились модели 402, 403, 407 и их варианты. Всего было выпущено более 553 тыс. штук.

Начало участия российских автомобилей в международных гонках

Начало участия российских автомобилей в международных ралли можно отнести к 1964 году, когда был выпущен автомобиль «Москвич-407». За ним в период с 1964 по 1988 год последовали автомобили «Москвич-408», «Москвич-412», «Москвич-2140» и их модернизированные версии. В 1968 году предприятие было переименовано в «Автомобильный завод имени Ленинского комсомола» (АЗЛК). Производство автомобиля «Москвич-412» было налажено на Ижевском автомобильном заводе (предприятие Министерства обороны СССР). Впоследствии это стало отдельной маркой, известной как «Иж». Кроме того, сборка «Москвичей» из советских машинокомплектов осуществлялась в Болгарии (на заводе «Балкан» в Ловече) и Бельгии (на совместном предприятии «Скальдия-Волга» в Брюсселе). В целом экспорт «Москвичей» третьего поколения в отдельные годы составлял более половины от общего объема производства. Всего было выпущено 3,2 млн. экземпляров третьего поколения.

Четвертое поколение, закрытие предприятия

В 1986 году АЗЛК (позднее ОАО «Москвич») начал выпуск переднеприводного автомобиля «Москвич-2141» в кузове хэтчбек. За рубежом он продавался под названием Aleko. Первоначально он оснащался устаревшими двигателями производства Волжского автомобильного завода (ВАЗ). В начале 90-х годов производство стало сокращаться из-за уменьшения государственного финансирования. Модернизированные серии («Князь Владимир», «Иван Калита», «Святогор») и установка более мощных двигателей Renault, ставших слишком дорогими после дефолта 1998 года, не помогли исправить ситуацию.

Конец АЗЛК

В 2002 году конвейер АЗЛК был остановлен, а в 2010 году компания прекратила свое существование. Было создано 716 000 автомобилей четвертого поколения. На месте бывшего АЗЛК появился новый автозавод Renault и технополис «Москва». В 2016 году в Роспатенте были зарегистрированы товарные знаки «АЗЛК», «Москвич», «Москвич», включая их логотипы, срок действия которых истекает в 2025 году.

Мэр Собянин объявил о смене завода

16 мая 2022 года мэр Москвы Сергей Собянин объявил о передаче городу московского автозавода Renault и возобновлении на нем производства классических легковых автомобилей «Москвич». Основным технологическим партнером предприятия стал КАМАЗ. 23 ноября 2022 года на заводе началось крупносерийное производство автомобилей. По прогнозам, до конца года будет собрано 600 автомобилей (400 из них — электромобили). В 2024 году одновременно с крупносерийным производством начнется мелкосерийная сборка. Как отмечается в материалах, представленных на заводе, в 2024 году в автомобилях начнут использоваться аккумуляторы собственного производства, а в 2025 году москвичи смогут получить собственный электродвигатель, аккумулятор и бортовое зарядное устройство, произведенные в Москве.

Комментарии закрыты.