Даже самая совершенная и высококлассная автозаправочная станция не может предоставить абсолютно чистый бензин. Однако это удается сделать на нефтеперерабатывающих заводах. Но прежде чем бензин попадет в бак, он должен пройти через насосы, краны, клапаны, металлические или пластиковые трубопроводы. Все эти элементы со временем разрушаются, и в топливо попадают металлические опилки, частицы резины и ржавчины.
Фильтрация топлива
Если вы приобретаете топливо из сомнительного источника, то риск возрастает. Это связано с тем, что топливо может попасть в нечистые емкости, такие как канистры, ведра и бочки. Для предотвращения попадания нежелательных веществ в топливную систему автомобиля предусмотрены два топливных фильтра.
Фильтр грубой очистки
Фильтр грубой очистки чаще всего используется для защиты топливного насоса от крупных частиц.
Фильтр тонкой очистки
Фильтр тонкой очистки способен защитить более хрупкие элементы топливной системы, такие как топливный насос и топливные форсунки. Топливный насос всасывает топливо из бака и под постоянным давлением передает его к форсункам, а форсунки распыляют топливо в камеру сгорания. Фильтр может отсеивать частицы, не видимые глазом, а также продукты износа, образующиеся в топливном насосе.
Топливный фильтр высшей очистки
Топливный фильтр имеет фильтрующий элемент, размещенный в алюминиевом корпусе. Стрелка на внешней стороне корпуса обозначает направление потока топлива. Он присутствует в инжекторных двигателях. Можно ли обойтись без топливного фильтра?
Топливные фильтры, устанавливаемые на многих автомобилях
Топливный фильтр грубой и тонкой очистки можно приобрести даже для самых простых автомобилей с карбюраторным двигателем. Отсутствие этих фильтров возможно только в двух ситуациях.
Потенциальные опасности при ремонте топливной системы
Сетка топливного насоса может быть неправильно установлена или закреплена, что является частой проблемой для автомехаников. При обслуживании и диагностике топливной системы поток топлива может быть отведен от фильтра, например, при очистке топливных форсунок. В этом случае на крюк капота подвешивается турбокомпрессор, который связан непосредственно с топливной рампой. Затем топливный насос отключается, и в нагнетатель заливается специальная жидкость для очистки топливной системы. После этого двигатель запускается. Специалисту необходимо быть очень осторожным, так как при работе с компонентами топливной системы необходимо соблюдать чистоту.
Потенциальный ущерб от отсутствия фильтрации
Без фильтра машина будет подвержена риску ремонта «сделай сам» или небрежного обращения на рабочем месте. Если отсутствует фильтр грубой очистки, то система не справится: фильтр тонкой очистки справится с более крупными примесями, но он быстро засорится. Топливный насос может легко сломаться, если в него из бака попадет крупная песчинка. Если частицы слишком велики, насос будет испорчен и подлежит замене. Если же они мельче, то насос будет работать, но при этом он будет напрягаться, перемалывая все, что находится в топливном баке: песок, грязь, даже ржавчину.
Топливные фильтры — это важно
Без исправного фильтра все становится просто ужасно: выходят из строя такие дорогостоящие детали двигателя, как топливные форсунки и топливоподкачивающие насосы. Внутри топливного насоса под высоким давлением работают поршень и гильза. Если туда попадет крупная грязь, то топливный насос будет серьезно поврежден, и его работа ухудшится. На конце топливной форсунки расположен распылитель с крошечными отверстиями. Чем они меньше и чем больше давление в топливной системе, тем эффективнее топливо смешивается с воздухом, обеспечивая большую мощность и лучшую топливную экономичность. Например, дизельные двигатели КАМАЗ имеют 4 отверстия диаметром 0,2–0,3 мм. Песчинка может легко забить одно или несколько из этих отверстий, что приведет к неправильной работе двигателя и увеличению расхода топлива.
Устройство топливного фильтра тонкой очистки
Устройство топливного фильтра тонкой очистки включает в себя бескорпусной картридж топливного фильтра, складывающийся из бумаги в цилиндр, который имеет различные конструкции. Картридж может иметь уплотнительные кольца в верхней части и небольшую рамку в нижней части для предотвращения скопления воды. Кроме того, картридж может иметь трубки или каналы для удаления воды из корпуса без его разборки.
Корпус в данном случае
Данный корпус является частью топливной системы, представляя собой специальный отсек со съемной крышкой. На корпусе или его крышке может находиться специальный штуцер для слива воды. Обязательно проверьте упаковку такого фильтра: кроме картонной коробки, он должен быть в герметичном пакете или пленке — такая упаковка защищает от влаги.
Топливный фильтр тонкой очистки без корпуса
Посмотрите на топливный фильтр тонкой очистки без корпуса с нового Volkswagen Tiguan с дизельным двигателем. В нем имеется дополнительная трубка для удаления воды, скапливающейся на дне емкости. Фото: Henadzi Kilent / Shutterstock.
Корпуса топливных фильтров
Большинство корпусов топливных фильтров располагаются в нижней части и изготавливаются из алюминия, так как он наиболее устойчив к ржавчине. Также возможно использование пластика. Внутри корпуса находится цилиндрический фильтр в форме гармошки, изготовленный из фильтровальной бумаги.
Фильтры для карбюраторов
Эти фильтры рассчитаны на низкое давление топлива, поэтому их корпус имеет небольшие размеры и, как правило, выполнен из тонкого прозрачного пластика. Это позволяет легко следить за состоянием фильтра, поскольку скопления грязи легко заметны на нем. При наличии большого количества загрязнений фильтр необходимо заменить.
Инжекторы и дизели
Для форсунок давление выше, а требования к чистоте топлива те же. Корпус устройства выполнен из алюминия, и иногда на нем указывается номинальное давление. Если эти данные видны, значит, внутри находится клапан регулировки давления. Как правило, они имеют три патрубка: входной, выходной и «обратку» — для отвода излишков топлива обратно в бак.
Если речь идет о дизелях, то фильтр обычно имеет вертикальную форму и изготавливается либо из алюминия, либо из твердой пластмассы. Он состоит из четырех штуцеров: входного, выходного, обратного от топливного насоса и обратного в бак. В конструкции фильтра может быть предусмотрен штуцер для слива воды или датчик обнаружения воды.
Фильтры без датчиков и фитингов
Некоторые фильтры могут не включать в себя датчик и фитинг. Вместо них имеется заглушка, в этом случае необходимо переставить датчик со старого фильтра. Давление, на которое настроен фильтр, можно найти на его корпусе. Топливный насос постоянно нагнетает топливо под высоким давлением, что позволяет ему течь без перерывов. Редукционный клапан снижает избыточное давление и направляет часть топлива обратно в бак.
Два фильтра — внешнее сходство, внутреннее давление
Внешне два фильтра могут быть внешне неотличимы, однако необходимо учитывать рабочее давление в топливной системе. Для атмосферного двигателя это давление составляет 4 бар, и в баке установлен только один насос. С другой стороны, турбодвигатели с непосредственным впрыском требуют для работы топливного насоса давления 6,6 бар. После этого давление возрастает до 40–60 бар. На корпусе фильтра, в зависимости от двигателя, давление составляет 4,5 и 3,8 бар.
Не обслуживаемые топливные фильтры
Топливные фильтры, не требующие обслуживания, устанавливаются в топливном баке, в корпусе топливного насоса, на весь срок службы автомобиля. При попытке заменить такой фильтр можно столкнуться с рядом проблем:
- Процедура не описана в инструкции, поэтому цена за работу будет значительно выше.
- Сам фильтр может не поставляться как отдельная запасная часть: топливный насос в сборе с фильтром — единственный вариант, указанный в каталоге.
Топливный фильтр для Фольксваген Туарег
Корпус топливного фильтра бензинового Volkswagen Tuareg расположен над топливным насосом, однако замена этой детали не регламентирована. Приобрести этот элемент достаточно сложно, поэтому необходимо правильно подобрать топливный фильтр в соответствии с VIN.
Причины выбора правильного фильтра
При неправильном выборе фильтра двигатель будет работать неправильно, а его детали могут быть повреждены. Если установить топливный фильтр от атмосферного двигателя с давлением 4 бар на автомобиль с двигателем с турбонаддувом, где рабочее давление должно составлять 6,6 бар, то топливо будет подаваться с перебоями. На низких оборотах двигатель может работать ровно, но под нагрузкой будут возникать осечки, так как топливно-воздушная смесь будет недостаточной, а давление — слишком низким. Блок управления двигателем попытается отрегулировать состав топливовоздушной смеси в некоторых диапазонах оборотов, но при попытке достичь более высоких оборотов возникнут проблемы.
Последствия установки фильтра высокого давления на маломощный двигатель
Установка фильтра высокого давления на слабый двигатель может привести к избыточной подаче топлива форсунками, что приведет к образованию богатой смеси и возникновению детонации. В этом случае происходит преждевременное сгорание топливно-воздушной смеси. Если компьютер автомобиля не распознает проблему, то двигатель потребует серьезного ремонта.
Приобрести оригинальный топливный фильтр не всегда возможно из-за его недоступности или дороговизны. Однако обычно существуют достойные альтернативы. Рекомендуется проконсультироваться с техническим специалистом на станции техобслуживания, чтобы определить, какой из них лучше приобрести.
Остерегайтесь недорогих фильтров
Если вы покупаете фильтр, остерегайтесь дешевых изделий. В фильтре одной из китайских марок установлены клапаны регулировки давления, которые, как известно, имеют проблемы. Каждый десятый фильтр этой марки издает громкий свистящий звук при работе топливного насоса. Неизвестно, удается ли этим фильтрам поддерживать нужное давление, но покупатели, похоже, массово возвращают их обратно. Это не смешно, поскольку автомобиль нельзя отбуксировать, и ему приходится добираться обратно своим ходом.
Когда менять топливный фильтр
Сроки замены топливного фильтра определяются заводами-изготовителями. Например, Volkswagen Polo Sedan требует замены каждый второй раз или через 30 000 км. Он легко доступен, расположен под автомобилем, рядом с топливным баком. Для Kia Rio перед заменой фильтра необходимо снять и разобрать топливный насос, а рекомендуемый интервал составляет 60 000 км.
Дизельные двигатели коммерческих автомобилей
Для дизельных двигателей коммерческого транспорта регламент может отличаться от регламента для легковых автомобилей. Например, для Volkswagen Transporter T6 требуется замена топливного фильтра через каждое второе ТО, что соответствует пробегу в 40 тыс. км. В руководстве по эксплуатации автомобиля должны содержаться указания по периодичности замены топливного фильтра. Если в автомобиле установлен необслуживаемый фильтр и производитель не предоставляет никакой информации о его замене, необходимо внимательно следить за поведением автомобиля и работой двигателя. Загрязнение топливного фильтра приводит к появлению определенных симптомов, на которые следует обратить внимание.
Поиск и устранение неисправностей двигателя
— Двигатель запускается, но иногда глохнет. — После длительной стоянки двигатель трудно запустить. — Автомобиль с трудом трогается с места на подъемах или под нагрузкой, появляются вибрации и повышенный расход топлива. При наличии хотя бы одного из этих признаков лучше всего отвезти автомобиль на станцию технического обслуживания для проверки. Первым шагом в этом процессе, скорее всего, будет замена топливного фильтра. Важно сначала решить самую простую проблему, а при необходимости продолжить диагностику.
Не забывайте о топливном фильтре
Необходимо помнить о топливном фильтре. Не откладывайте его замену. Соблюдайте правила или, если приходится заправляться в непроверенных местах, меняйте его чаще. При самостоятельной замене фильтра будьте готовы к загрязнениям и проблемам, которые могут возникнуть в результате загрязнения или коррозии.
Будьте в курсе цен на фильтры
Загоняя автомобиль на станцию технического обслуживания, обязательно узнайте, сколько стоит замена фильтра. Можно приобрести инструмент для самостоятельной замены, но это может оказаться в несколько раз дороже, чем поручить эту работу мастеру. Как правило, фильтр необходимо менять раз в два года.
Не выбирайте самый дешевый вариант. Если вы купите самый дешевый фильтр, то можете оказаться в затруднительном положении. Проблемы могут возникнуть не сразу, но вдали от дома вы можете столкнуться с проблемой. Тогда придется платить за эвакуатор, который приедет и устранит проблему.
Комментарии закрыты.