Зачем пользоваться раскоксовкой двигателя и как правильно это делать

261

Непереработанные остатки масла и топлива, образующиеся при сгорании топлива, могут привести к целому ряду неприятностей, таких как износ поршневых колец, ускоренный износ блока цилиндр-поршень и повышенный расход масла. Мы расскажем, когда и как следует проводить коксование двигателя и действительно ли оно полезно.

Коксование двигателя

Коксование двигателя — это метод удаления нагара, шлама и других остатков, образующихся на внутренних поверхностях двигателя. Это особенно важно для современных двигателей, которым приходится длительное время работать с высокими нагрузками и низкими оборотами. При отсутствии коксования двигателя повышается риск детонации топливно-воздушной смеси и неполного сгорания топлива.

Катастрофические последствия использования моторного масла и несгоревших остатков топлива

Термическая деструкция моторного масла и несгоревших остатков топлива может привести к катастрофическим последствиям для двигателя. При избытке углерода, образующегося из этих веществ, на поршнях, кольцах и клапанах образуются коксовые отложения, препятствующие нормальной работе двигателя. Это приводит к снижению компрессии, поскольку поршневые кольца уже не могут плотно прилегать к стенкам цилиндров и выполнять возложенные на них задачи.

Преимущества коксования двигателя

Проблемы с запуском, заглохание, снижение мощности, сгорание масла и повышенный износ — вот лишь некоторые из потенциальных проблем, которые могут быть вызваны этим процессом. Тем не менее, раскоксовка двигателя позволяет уменьшить эти потенциальные негативные последствия и фактически смыть отложения с его внутренних поверхностей.

Провести раскоксовку двигателя можно самостоятельно или обратившись в специализированный сервис. Помочь в этом могут различные химические реагенты (и не только они), в том числе растворители и высокоактивные растворители. Многие из них не требуют разборки двигателя и могут использоваться даже в профилактических целях.

Когда необходимо проводить декоксование?

Для нормальной работы двигателя необходимо, чтобы поршневые кольца могли свободно двигаться, камеры сгорания были чистыми, а клапаны плотно прилегали друг к другу. Когда двигатель новый, эти условия выполняются вполне удовлетворительно. Но по мере накопления нагара в цилиндрах производительность двигателя начинает существенно снижаться.

Неисправности поршневых колец

В поршневых кольцах, которые служат для сжатия и очистки стенок цилиндра от остатков масла, может образовываться кокс. Это приводит к нарушению подвижности в канавках и, как следствие, к ухудшению теплоотдачи к стенкам блока цилиндров. Это приводит к повышению температуры поршневых колец. Поскольку масло не может быть удалено со стенок, это приводит к повышенному коксованию двигателя и детонации в камерах.

Углеродные отложения обгоняют двигатели внутреннего сгорания

Поршни с закрепленными на них кольцами начинают поднимать стенки цилиндра. Клапаны, уплотненные нагаром, перегреваются и разрушаются. Засоряются впускные и выпускные тракты, страдают кислородные датчики и каталитические нейтрализаторы. Двигатель стремительно движется к капитальному ремонту или полной замене, поскольку углеродистые отложения и создаваемые ими проблемы захватывают любой двигатель внутреннего сгорания — как газовый, так и дизельный. Важно как можно скорее остановить сильное загрязнение двигателя и очистить его от нагара. Сигналами для промывки могут быть:

Содержите двигатель в чистоте

Пробег может быстро привести к образованию слоя углеродистых отложений. Даже если двигатель работает без перебоев, целесообразно очищать его от нагара каждые 30–50 тыс. км пробега. Таким образом, можно поддерживать двигатель в отличном состоянии, не прибегая к более радикальной механической очистке. Ждать, пока одометр достигнет 100–150 тыс. км, может быть уже поздно. Не ждите, пока у двигателя возникнут проблемы,— занимайтесь его профилактикой.

Повышенное потребление нефти

— Увеличение количества сжигаемого топлива; — Синий дым из выхлопной системы; — Обилие черного нагара в выхлопной трубе; — Снижение мощности двигателя; — Плохая отзывчивость на педаль газа; — Неустойчивый пуск; — Снижение топливной экономичности. В этих случаях целесообразно провести раскоксовку двигателя. Это можно сделать как в профилактических целях, чтобы уменьшить количество коксования в цилиндрах и увеличить срок службы двигателя, так и в случае, когда становится ясно, что чрезмерное коксование является причиной неисправностей двигателя и повышенного угара масла.

Определение целесообразности декоксования

Единственный способ определить, будет ли полезно для вас декоксование,— это провести комплексную диагностику. Она должна включать в себя:

  • Видеоэндоскопию цилиндров.
  • Это позволит выявить степень повреждения цилиндро-поршневого узла.
  • Замер компрессии
  • Это позволит выявить состояние поршневых колец.
  • Осмотр системы вентиляции картера.
  • Это поможет выявить наличие отложений и масла в системе.
  • Осмотр компонентов масляной системы
  • Это позволит выявить наличие отложений.

Коксование двигателя

Существует несколько способов раскоксовки двигателя без его разборки, как традиционных, так и современных. Все, что нужно для этого,— химическая промывка, домкрат, гаечный ключ и немного времени. Для выполнения промывки необходимо убедиться, что чистящее средство контактирует с покрытыми нагаром деталями.

Устаревший метод обслуживания

Наиболее устаревшим методом обслуживания автомобильных двигателей является использование смеси керосина и бензина. Для этого необходимо прогреть двигатель, выкрутить свечи зажигания и залить небольшое количество смеси в каждый цилиндр. Свечи зажигания устанавливаются на место для создания эффекта «бани». Одно из ведущих колес поддомкрачивается, и коленчатый вал слегка проворачивается, чтобы помочь смеси достичь поршневых колец. На автомобилях с механической коробкой передач для этого включают четвертую, пятую или шестую передачу и проворачивают двигатель колесом. Свечи зажигания при этом должны оставаться вывернутыми. После того как смесь некоторое время поработает в цилиндрах, двигатель запускается стартером. Сгорание смеси и нагара происходит через выхлопную трубу.

Растворитель или пенный очиститель

Аналогичным образом промывка камер сгорания осуществляется с помощью растворителя — смеси ароматических углеводородов, а также нафтенов, парафинов и ненасыщенных циклических углеводородов. Этот растворитель используется для растворения масел, битумов, каучуков и других химических веществ. Растворитель является основой большинства специализированных кокингов, продаваемых в автомагазинах.

Очистка на основе растворителей

Очистка с помощью растворителей гораздо эффективнее керосина для удаления нагара в камерах сгорания. Следуя инструкциям, промывка — это все, что требуется. Обычный растворитель из хозяйственного магазина почти так же хорош, как профессиональная промывка, но стоит гораздо дешевле.

Димексид

Одним из самых мощных, но и опасных методов «сделай сам» является коксование с помощью препарата Dimexide. Этот препарат, диметилсульфоксид, легко доступен в аптеках и является противовоспалительным и обезболивающим средством. Он обладает способностью очищать детали двигателя от любых отложений, включая самые твердые и стойкие углеродистые отложения.

Недостатки димексида

Димексид может растворять не только углеродистые отложения, но и краску и некоторые пластмассы. Это может привести к отслоению краски от внутренней поверхности поддона картера, засорению сетки масляного насоса и масляных каналов. В связи с этим промывку Димексидом обычно проводят только при разборке двигателя.

Очистка двигателя через масляную систему

Вместо того чтобы заливать активную химию непосредственно в цилиндры, при этом способе очистки двигателя используется масляная система. Химическое вещество добавляется в моторное масло, которое затем циркулирует по всей масляной системе. Таким образом, все поверхности контактируют с химией, включая масляные каналы, маслосъемные и неполные компрессионные кольца, а также поршневой дренаж. Этот метод коксования может быть полезен для двигателей с ограниченным доступом к цилиндрам, а также при сильном загрязнении масляной системы.

Использование системы впуска

В этом случае активная химия впрыскивается в топливо или во впускной тракт. Такой подход способствует удалению углеродистых отложений с днищ поршней, компрессионных колец, клапанов и верхних частей камер сгорания. При этом маслосъемные кольца практически не затрагиваются, так как не подвергаются значительному коксованию. Популярная в последнее время процедура водородной очистки также относится к этой категории. В двигатель внутреннего сгорания подаются водород и кислород, в результате чего большая часть твердого углерода расщепляется и переходит в газообразное состояние. Однако разложить накопившиеся на кольцах отложения этим методом невозможно. Этот метод подходит только для поддержания компрессии на нужном уровне и для поддержания чистоты форсунок.

Стоимость очистки двигателя от кокса

Стоимость очистки двигателя зависит от применяемой технологии и используемых материалов. Самостоятельно это можно сделать примерно за 1–7 тыс. руб. Если же прибегнуть к услугам профессионала, то это обойдется примерно в 3–4 тыс. рублей. Однако следует иметь в виду, что здесь есть одна оговорка.

Советы к действию

Проводите процесс коксования непосредственно перед любым техническим обслуживанием. Это необходимо сделать, так как в противном случае может произойти циркуляция активных компонентов и растворенного углерода по масляной системе. Это приведет к повреждению компонентов двигателя и к более серьезным поломкам, чем ожидалось.

Может ли помочь раскоксовка двигателя?

В некоторых ситуациях при своевременном и правильном раскоксовке двигателя можно восстановить его прежние характеристики и увеличить срок службы. Хотя чаще всего этот процесс не дает положительного результата. Эффективность процедуры зависит от многих факторов, таких как процесс очистки, используемый препарат, конкретная ситуация, конструкция двигателя и степень его износа. В большинстве случаев удается повысить компрессию, но не устранить масляную горелку, поскольку для этого недостаточно очистить маслосъемные кольца и дренажные отверстия в поршнях.

Риски процедуры коксования

Процесс коксования может привести к необратимым повреждениям двигателя, особенно при использовании димексида. Некоторые компоненты могут нанести вред покрытию поршня, маслу и уплотнениям. Поэтому перед началом очистки необходимо тщательно изучить инструкцию. Нарушение инструкции возможно, но только в том случае, если человек обладает необходимым опытом и знаниями. Отшелушившийся кокс может испортить зеркало цилиндра или проскочить мимо клапана. По мнению специалистов, лучше не пытаться починить двигатель чудодейственными средствами, а отвезти его на полноценную переборку. Такой подход более эффективен и гарантирует благоприятный исход.

Комментарии закрыты.