Неэтилированный и этилированный бензин

37

На своем рабочем месте я столкнулся с фразой «неэтилированное топливо». Естественно, захотелось разобраться, что это такое, чем оно отличается и на чем работает. Ведь мы привыкли к таким обозначениям, как Аи-92, Экто, ДТ и т. д. Многие владельцы современных автомобилей в технических требованиях по эксплуатации могут встретить указание на то, что для их машин разрешен только неэтилированный бензин. Или есть ограничение на использование этилированного. Принципиально эти два вида бензина одинаковы. Однако не все знают, почему и как их различать.

Переработка нефти: повышение октанового числа

При переработке нефти на выходе получается бензин с октановым числом, значительно уступающим стандарту. Октановое число переработанного топлива составляет от 56 до 60, что значительно ниже стандарта 92. Производителю необходимо повысить октановое число, чтобы сделать его пригодным для использования в автомобилях. Существует два метода повышения октанового числа — один из них опасен и больше не используется, а другой более экологичен. В этих методах и кроется ответ на наш вопрос.

Этилированный бензин: Опасность для здоровья

Этилированный бензин — это топливная смесь, получаемая путем добавления определенных присадок к исходному топливу, дистиллированному из сырой нефти. Основной присадкой является тетраэтилсвинец, который улучшает качество топлива. Несмотря на свою эффективность, этилированный бензин запрещен уже почти два десятилетия из-за своей токсичности. Свинец, содержащийся в выхлопных газах, вдыхается и может вызывать рак. Кроме того, этилированный бензин может привести к повреждению нейтрализатора выхлопных газов, который является компонентом большинства автомобилей. Нейтрализатор может выйти из строя уже после одной заправки, что приводит к неисправности датчика Lamb, контролирующего уровень кислорода в выхлопных газах. Это может привести к тому, что автомобили, ввезенные из-за рубежа, не будут работать должным образом.

Неэтилированный бензин

В состав менее эффективных, но более экологичных присадок, используемых при производстве неэтилированного бензина, свинец не добавляется. Не существует какой-то одной конкретной присадки, количество и тип присадок различаются у разных производителей топлива. Для повышения октанового числа в топливо могут добавляться спирты и эфиры. Несмотря на меньшую мощность, эти присадки экологичны и не содержат свинца, что делает их безопасным вариантом для двигателя любого автомобиля.

Неэтилированный бензин

Неэтилированное топливо уже не содержит тетраэтилсвинца, в его состав входят спирт и присадки. Долгое время в СССР широко использовалось этилированное топливо — 93-й бензин. Примерно два — два с половиной десятилетия назад с этим было покончено, и теперь в России используется только неэтилированное топливо. Корни этилированного топлива можно проследить в его истории.

Повышение октанового числа

С начала XX века, когда автомобильная промышленность только начинала развиваться, проблема детонации топлива в двигателях внутреннего сгорания была очень актуальна. После переработки нефти получалось топливо, которое по своим техническим характеристикам все равно не подходило из-за низкого октанового числа. Это показатель, отражающий величину давления, необходимого для детонации. После первичной обработки октановое число едва достигало 60, тогда как для большинства двигателей рекомендуется от 92 (или хотя бы 80). Однако вторичная очистка для повышения октанового числа — дело дорогое и сложное. Поэтому возникла мысль: как повысить степень детонации менее затратным способом?

Ответ нашла компания General Motors. В 20-х годах прошлого века им удалось заметно повысить октановое число бензина путем добавления этиловых присадок (тетраэтилсвинца). Они открыли собственный завод по производству этилированного бензина. Он был гораздо доступнее обычного, и в то же время более ядовит, но это долгое время скрывалось.

Свинцовый бензин — обманчивая популярность

Вскоре на рынках США и других стран появились этилированный и неэтилированный бензин с заметной разницей в цене. Однако в целях получения максимальной прибыли вредное воздействие этилированных сортов бензина скрывалось. Впоследствии этилированное топливо становилось все более популярным, пока практически полностью не вытеснило неэтилированное.

Факты о добавлении тетраэтилсвинца в процессе производства и последующем вреде для здоровья человека не были преданы огласке. Вместо этого все сообщения об отравлении парами на заводах, производящих этилированный бензин, объяснялись как аварии на химическом производстве.

Негативное влияние этилированного топлива

Только спустя два десятилетия было доказано пагубное влияние этилированного топлива на окружающую среду и человека. Прошло еще три-четыре десятилетия, прежде чем производство такого топлива было полностью прекращено в Америке. В начале 80-х годов в стране было запрещено производство двигателей, работающих на нем, а еще через несколько лет этилированный бензин уже не встречался на автозаправочных станциях. Тем не менее, в Европе использование этого топлива было запрещено к 2000 году, а в России — только в 2002 году.

Комментарии закрыты.