Виды дизельного топлива
Существуют различные виды дизельного топлива, начиная от зимних и межсезонных составов и заканчивая летними и арктическими смесями. Их можно разделить на две категории: маловязкое и высоковязкое топливо. Это топливо используется для легковых и грузовых автомобилей, сельскохозяйственной и коммерческой техники. Оно подходит как для высоко-, так и для низкооборотных дизельных двигателей, а также для двигателей с турбонаддувом. Кроме того, в состав дизельного топлива и биодизеля могут входить эмульгаторы. Несмотря на это, каждый вид имеет свои отличительные характеристики и ГОСТы на состав. Мы предлагаем вам подробный обзор, который поможет подобрать идеальное дизельное топливо для вашего двигателя.
Преимущества дизельного топлива
В России и СНГ дизельное топливо не получило такого широкого распространения, как в других странах, несмотря на современные технологии производства и соответствие последним экологическим стандартам. Однако с 2016 года, по данным Министерства энергетики РФ и крупнейших отечественных производителей топлива, на внутреннем рынке наметился небольшой сдвиг.
Производство дизельного топлива растет
Министерство энергетики представило данные об увеличении производства и поставок дизельного топлива на внутренний рынок в 2019 году — рост составил 7%. Это связано с ужесточением законов об экологической безопасности и ужесточением стандартов качества дизельного топлива. Кроме того, росту спроса способствуют автопроизводители, которые оснащают все больше новых автомобилей дизельными двигателями.
Плюсы дизельных двигателей
Дизельные двигатели становятся все более популярными благодаря своей экологичности и составу, исключающему токсичные соединения. Кроме того, они гарантируют безопасность компонентов автомобильного оборудования, обеспечивая экономичный расход и меньшие затраты на топливо.
Ранее экономия считалась невыгодной, но благодаря современному качеству дизельного топлива пользователи могут смело выбирать этот вариант, не беспокоясь о безопасности двигателя и других компонентов автомобиля.
Широкий спектр применения дизельного топлива
Безусловно, дизельное топливо различных марок может применяться не только в пассажирском транспорте, грузоперевозках, на морских судах и железных дорогах. Характеристики топлива зависят от климата, конкретной машины и цели, для которой оно используется.
Параметры качества дизельного топлива: каковы правила?
В отличие от бензина, дизельное топливо не подразделяется на марки; различие основано на его свойствах, главным образом, на сезонном использовании. Дизельное топливо подразделяется на марки и классы. Качество и характеристики всех видов дизельного топлива регулируются различными ГОСТами, всего 6 документов.
Правила качества топлива
Правила использования летнего, зимнего, межсезонного и арктического топлива
ГОСТ 305−2013 -для использования в высокооборотных и турбодвигателях техники, не продаваемой на АЗС, для летнего, зимнего, межсезонного и арктического топлива.
Низко- и среднескоростные двигатели внутреннего сгорания
ГОСТ 1667−68 (аналог ISO 8217−87) — правила использования топлива в мало- и среднеоборотных двигателях внутреннего сгорания.
Межгосударственный регламент качества топлива EURO-Fuel
ГОСТ 32511−2013 (аналог EN 590:2009)- межгосударственные нормы качества топлива стандарта EURO, классифицированные по экологическим классам.
ГОСТ ДТ
ГОСТ 52368−2005 был пересмотрен с EN 590:2009 и является национальным стандартом на топливо EURO, которое также разделено на экологические классы, и был составлен в соответствии с требованиями ЛУКОЙЛа по собственной интерпретации.
ГОСТ 53605−2009 основан на стандарте EN 14214:2003 и относится к топливу «био» типа, например, метиловым эфирам жирных кислот.
ГОСТ Р 55475−2013 - внутренний регламент для арктического и зимнего дизельного топлива, не содержащего парафинов.
Различные сорта дизельного топлива
Температура окружающей среды является основным фактором для выбора сорта дизельного топлива, которое не потеряет своей эффективности и обеспечит надежную работу двигателя даже в экстремальных погодных условиях.
Топливо для умеренного климата
Типы по температуре (фильтруемость): A — от 5°C и выше.
Термостойкость дизтоплива
Если говорить о термостойкости топлива, то по классификации «B» оно выдерживает температуру до 0°C, «C» — до −5°C, «D» — до −10°C, а «E» — до −15°C. Топливо для холодного климата «F» может выдерживать температуру до −20°C.
Принятая классификация топлива, которую определяют владельцы автомобилей и заправочные станции, основана на его цетановом числе и температуре, которую оно может выдержать.
Оно делится на четыре класса:
- от 0 до −10°C (фильтруемость до −20°C),
- от 1 до −16°C (фильтруемость до −26°C), от 2 до −22°C (фильтруемость до −32°C),
- от 3 до −28°C (фильтруемость до −38°C) и
- 4, температурный диапазон которого не определен (фильтруемость до −44°C).
Летнее топливо
L — летнее топливо можно заливать до тех пор, пока температура не опустится ниже 0°C.
Межсезонное топливо
E — разновидность внесезонного топлива, заправляемого до −15°C;
Зимнее дизельное топливо
Z — зимнее дизельное топливо, всегда содержит присадки, предотвращающие загустевание состава до −30°C.
Арктическое топливо
А — это арктическое топливо, состав которого всегда обогащен присадками. Без них дизельное топливо стало бы бесполезным при температурах до −50°C.
Выбор топлива для дизельных двигателей
При выборе топлива для дизельных двигателей учитывается цетановое число — показатель скорости воспламенения топлива. При выборе подходящего топлива следует учитывать тип двигателя и климатическую зону. Для дизельных двигателей с турбонаддувом в суровых зимних районах лучше всего использовать топливо с более высоким цетановым числом, например CC 51–55. Также можно добавлять присадки, улучшающие свойства топлива.
Оценка качества дизельного топлива
Для умеренного климата и двигателей внутреннего сгорания с турбонаддувом цетановое число топлива обычно устанавливается в диапазоне от 48 до 51. Если цетановое число топлива ниже или выше, это негативно сказывается на эксплуатационных характеристиках дизельного топлива. В России рекомендуемые значения составляют 45–55 единиц. Кроме того, на оценку качества топлива влияют внешние факторы — от источника нефти до фракционного состава, способа перегонки и транспортировки готовой продукции, назначения и области применения топлива. Например, езда на топливе, не предназначенном для зимнего использования, может вызвать проблемы у дизельного двигателя, но это не означает, что топливо плохого качества. Кроме того, даже стандартное дизельное топливо может не подойти для систем отопления или низкоскоростных машин, поэтому разумно выбирать дизельное топливо с более высокой кинематической вязкостью, чем обычное моторное топливо с более сложным составом.
Дизельное топливо и солярка: есть ли разница?
Хотя люди часто называют любое дизельное топливо просто «солряка», на самом деле это два разных продукта нефтепереработки. Если говорить кратко, то дизельное топливо — это один из первичных элементов нефти, который образуется в результате высокотемпературного крекинга и используется для производства смазочных материалов, моторного топлива и нефтехимических материалов.
Дизельное топливо против солярового масла
Спорить об экологической чистоте и безопасности дизельного топлива в сравнении с горючим бессмысленно — сырье не соответствует современным ГОСТам и европейским нормам и не пригодно для использования в качестве дизельного топлива в двигателях. Состав готового дизельного топлива гораздо сложнее — это и химический состав, и эксплуатационные характеристики, и, например, кинематическая вязкость, экологическая чистота. Более известное как соляровое масло, дизельное топливо закипает при температурах, значительно превышающих температуру топлива. После всех этапов обработки, очистки и смешивания с добавками топливо также становится гораздо более жидким, чем дизтопливо.
Улучшение качества дизельного топлива
Присадки — распространенный и востребованный элемент производства дизельного топлива. Они могут использоваться для повышения качества топлива и обычно рассматриваются как положительный фактор, а не как признак какого-либо дефекта или недостатка со стороны производителя. Это резко контрастирует с бензиновым топливом, где наличие присадок может рассматриваться как потенциальный индикатор каких-то проблем.
Смешивание топлива
Производство топливных присадок включает в себя оборудование экспертного уровня, позволяющее смешивать до 5 ингредиентов для обеспечения однородности конечного продукта. Кроме того, можно изменять сезонный характер топлива, например, с летнего на зимнее, без ущерба для качества в соответствии с ГОСТ.
Внесение в бак дополнительных веществ и препаратов — решение сразу нескольких проблем. Сложно выделить один фактор действия дополнительных компонентов, поскольку все они многофункциональны и работают на повышение качества топлива наряду с уменьшением износа двигателя по-разному:
- Цетановые корректоры (повышают октановое число);
- Антикоррозийные; -предотвращают окисление.
Дополнительные добавки
Широкое признание получили антизагустители, моющие средства и кондиционеры, а также цетановые корректоры топлива, оснащенные дополнительными функциями. Присадки от мировых и отечественных компаний заявили о себе в автомобильной промышленности.
Комментарии закрыты.