АГЗС состав и устройство

37

Устройство и функции автомобильной газозаправочной станции регламентируются «Требованиями пожарной безопасности станций автомобильных заправочных» СП 156.13130.2014. В конструктивном отношении АЗС состоят из резервуаров для хранения жидкого топлива, насосной установки с обвязочными трубами, газораспределительных колонок, а также аварийных механизмов безопасности и управления.

Классификация систем АЗС

Устройство автозаправочных систем можно разделить на четыре различные категории. Во-первых, в зависимости от места расположения различают те, которые находятся в черте города и за его пределами. Во-вторых, различают наземные и подземные хранилища. В-третьих, учитываются двустенные или одностенные резервуары. Наконец, количество насосных агрегатов для подачи и слива газа из газовоза также играет роль в стоимости заправки резервуаров.

Резервуары для СУГ для АГЗС

При строительстве АГЗС применяются различные типы резервуаров для СУГ. Они могут быть одностенными или двустенными. В зависимости от архитектурных требований могут использоваться наземные или подземные модели. Двустенные емкости необходимы для того, чтобы значительно сократить пространство между АГЗС и другими сооружениями, не связанными с ней. Согласно нормативным документам, к ним относятся:

Промышленные и складские помещения

К ним относятся промышленные и складские помещения.

Места массового скопления людей

Включены места массового скопления людей.

Лесные плантации

Включены плантации в лесах.

Автомобильные дороги

Включены автомобильные дороги.

Автостоянки

Включены автостоянки.

Гаражные кооперативы

Включены гаражные кооперативы.

Железные дороги

Железные дороги включены.

Очистные и канализационные сооружения и насосные станции

Включены очистные и канализационные сооружения и насосные станции.

Здания и сооружения классов функциональной пожарной опасности Ф1 — Ф4

Включены здания и сооружения классов функциональной пожарной опасности Ф1 — Ф4.

Наружные установки категорий AN, BN, GN

Включены наружные установки категорий AN, BN, GN.

Наличие радиоактивных и вредных веществ

Здания и сооружения с радиоактивными и вредными элементами I и II классов по ГОСТ 12.1.007, линии электропередачи, электрические подстанции (в том числе трансформаторные) и склады (вне зданий) лесопродукции, торфа, волокнистых горючих материалов, сена, соломы, а также открытые пространства, содержащие торфяные залежи. При наличии на одном объекте нескольких автозаправочных станций (АЗС) с двумя и более видами топлива должны применяться только двустенные резервуары для СУГ. Это предписано положениями по пожарной безопасности СП 156.13130.2014.

Насосный агрегат

В насосном блоке станции, помимо насоса для подачи СУГ в газораспределительную колонку, установлен насос для отбора газа из носителя и передачи его в парк хранения.

Газораспределительные колонки

Газораздаточные колонки бывают двух типов — с возвратом паровой фазы в технологическую систему и работающие исключительно на жидкой фазе. Колонки с возвратом паровой фазы содержат поршневой уровнемер, обеспечивающий более высокий класс точности.

Системы безопасности

Комбинация устройств противоаварийной защиты включает:

  1. Электронный уровнемер;

  2. Электромагнитные клапаны;

  3. Датчики для учета зазора между стенками емкостей;

  4. Газоанализаторы;

  5. Датчики пламени;

  6. Световые и звуковые оповещатели; и

  7. Заземление автоцистерн.

Электронный уровнемер позволяет ограничить наполнение цистерн до 85% от геометрического объема. Это одно из положений раздела 8.35 нормативных документов СП 156.13130.2014.

Заправочная станция должна включать в себя:

Оборудование, позволяющее прекратить перекачку сжиженного топлива в резервуары и перекрыть трубопроводы, соединяющие резервуары с бензовозом. Это достигается с помощью электромагнитных клапанов, которые, получив команду от автоматизированной системы управления, перекрывают трубопроводы и прекращают заполнение резервуаров.

Анализ давления в сосудах

Для отслеживания межстенного пространства емкости используются датчики давления или электроконтактные манометры. Последний вариант является оптимальным, так как позволяет просматривать значение давления и передавать его в систему автоматизации. Кроме того, электроконтактные манометры имеют пороги срабатывания как для нижних, так и для верхних значений. Это дает возможность получать от них сигналы как о превышении, так и о снижении давления в системе.

Газоанализаторы и устройства заземления автоцистерн

Газоанализаторы предназначены для оповещения пульта автоматики о превышении предельно допустимой концентрации паров газа на АЗС. Устройства заземления автоцистерн необходимы для контроля и регулирования качества заземления газовоза. Это важно, поскольку при плохом заземлении в процессе перекачки пропана и бутана по шлангам автоцистерны может образовываться статическое электричество. Правила СП 156.13130 требуют установки на АГЗС устройства заземления автоцистерны.

Щит автоматизации

Щит автоматики на АЗС — это аппарат, который агрегирует все данные с датчиков и компонентов станции и работает в автоматическом режиме. Щит получает информацию от систем противоаварийной защиты и отвечает за:

  1. Отображение количества СУГ в резервуарах,

  2. Контроль работы исполнительных механизмов.

Сигналы безопасности

  • Индикация работы системы защиты
  • Световая индикация доступных режимов работы
  • Акустическое оповещение при любом критическом событии

Комментарии закрыты.