Транспортировка нефти: способы, правила безопасности

Энергетический сектор — ключевой для экономик мировых государств. Транспортировка нефти и её производных варьируется в зависимости от их состояния: газ, жидкость, твёрдость. Эффективность предприятий страны напрямую связана с доставкой этих материалов, что требует их адекватной перевозки.

Транспортировка топлива

Продукция нефтяной индустрии доставляется различными видами транспорта из-за удалённости мест добычи от центров переработки. Выбор способа перевозки определяется характеристиками маршрута и типа нефтепродуктов. Железная дорога позволяет перемещать грузы на значительные расстояния, при этом используются особенные вагоны-цистерны. Этот метод служит более ста лет и отличается повышенной безопасностью и мощностью поездов.

Основные плюсы использования поездов для транспортировки грузов включают:

  1. Независимость от сезонов;
  2. Быстрее речного способа перевозки;
  3. Обширная сеть ж/д путей обеспечивает доступность;
  4. Вместительность для транспортировки массовых партий товаров. Рост инфраструктуры железных дорог наблюдается в последние годы.

Производители транспортных резервуаров используют высокопрочную сталь для их создания. В инструкциях точно указаны методы заполнения, опустошения и проверки цистерн. Благодаря уникальному дизайну, можно точно измерять и безопасно управлять переливом содержимого. Различные модели цистерн способны вмещать разные объемы, достигая в некоторых случаях до 120 тонн нефти.

Минусы одного из способов транспортировки включают вероятность потери груза и высокую стоимость. В случае недоступности этого метода применяют альтернативы: наземные, морские или по трубам. Последний вариант предполагает малый объем перевозимого. Различаются они по стоимости и техническим параметрам, причем железная дорога и судоходство являются наиболее экономичными. Автотранспорт выбирают только при невозможности использования других методов.

Перевозка нефтепродуктов

Нефтепродукты разделяются на категории. Выбор упаковки и транспорта определяется видом груза. Существуют способы: в таре и без неё.

Тара для мелких партий: нефтяные бочки

Для транспортировки малых объемов используют контейнеры, например, стальные бочки.

Транспортировка горючего осуществляется в специальных резервуарах с мониторингом давления и клапанами для залива/слива. Вместимость — до 95% для жидкостей и полная для твердых веществ. Густые виды топлива перевозят в стальных или пластиковых емкостях.

Упаковка и транспортировка

Для обеспечения сохранности товаров применяют различные упаковочные методы. Отдельные товары для розничных продаж укладывают в картонные коробки, которые группируют на паллетах и оборачивают стретч-пленкой. Твердые нефтепродукты упаковывают в контейнеры, с учетом лимита объема для безопасной перевозки.

Запрет на перевозку незначительного объема нефтепродуктов в резервуарах связан с опасностью пожара. Такие партии следует перевозить в контейнерах или специализированных секционированных емкостях.

Для транспортировки нефти без использования тары применяют особые транспортные средства, адаптированные к различным видам этого товара.

Транспортные средства для перевозки топлива делятся на несколько видов. Автоцистерны используют для доставки бензина и аналогичных жидкостей. Спецавтомобили для газа перевозят его в сжатом или жидком виде, включая транспортировку в баллонах. Заправщики оснащены системами для откачки. Битумовозы способны поддерживать температуру битума во время транспортировки.

Современные танкеры на колесах оборудуют клапанами для сохранения топлива без утечек и стабилизаторами, уменьшающими волнение жидкости при остановках.

Доставка на колесах

Нефтесодержащие продукты доезжают до клиента на авто, когда нет альтернатив. Например, отсутствуют ж/д пути или водоемы. Груз перевозят в цистернах, контейнерах, упаковке. Цистерны укомплектованы: есть труба для загрузки, клапан для давления, задвижка для слива.

Средства передвижения оборудованы противопожарными средствами и заземлителями для предотвращения возгорания. Автотопливозаправщики — это мобильные цистерны с топливораздаточной аппаратурой, предназначенные для заправки авиации или агротехники. Они также перевозят масло, благодаря встроенным подогревателям.

Перевозка нефти в капсулах

Перевозка нефти в капсулах идеальна для удаленных зон. Эти капсулы больше, чем бочки.

Нефтепроводы

Подача через трубы — надежный путь для сырья. С помощью насосов нефть движется меж городами и странами.

Поверхностные трубы легче чинить после поломки, в отличие от тех, что спрятаны в земле. Обе системы функционируют схоже при стандартных ситуациях. Однако, земные трубы защищены от внешних воздействий, хотя и подвержены другим рискам. С XX века транспортировка нефти и газа по трубам в России набирает обороты. Это объясняется множеством плюсов, например, увеличением перевозок по сравнению с другими видами транспорта.

Надёжность и эффективность — ключевые особенности трубопровода, гарантирующие бесперебойное перемещение жидких грузов на большие расстояния. Его строительство возможно в разных местностях, сопровождается автоматическим мониторингом, но требует значительных начальных вложений.

Морской путь для «черного золота» — главный выбор для транспортировки нефти благодаря высокой рентабельности танкеров. Суда, перевозящие нефть, бывают как самоходными, так и буксируемыми, обеспечивая перевозку крупных партий товара по воде.

  • Преимущества Морского Транспорта:
  • Быстрая доставка определенных грузов.
  • Перевозка нефти в любом состоянии.
  • Низкая стоимость по сравнению с другими видами.
  • Навигация по рекам и морям.
  • Транспортировка вязких материалов благодаря подогреву на борту.

Существуют различные классы танкеров в зависимости от их размера и вместимости. Для повышения безопасности они оборудованы двойными стенками и разделены на отсеки для нефти. В зависимости от габаритов, суда классифицируются и имеют свои обозначения, такие как Seawaymax для малых шлюзов, Panamax для Панамского канала, Suezmax для Суэцкого. Aframax включает в себя танкеры длиной 253 м, VLCC — до 330 м, а самые большие, ULCC, достигают 415 метров.

Ж/д транспорт отвечает за 40% доставки углеводородов, включая масла, смазки. Большая часть груза идет в цистернах, часть — в таре.

Ж/д перевозки:   выбор для круглогодичной работы

Поэтому склады нефти часто у ж/д путей. Но строительство и ремонт путей дорого, как и перевозка товаров. В цистерне возможно до 120 тонн, но обычно — 50–60 тонн. Каждая цистерна снабжена сливным устройством внизу для полного опорожнения, а также защитными клапанами для предотвращения чрезмерного давления и риска для цистерны.

Для перемещения густых материалов используют отапливаемые резервуары. Такое оборудование может быть оснащено как внутренним, так и внешним обогревом. Битум же перевозят в специальных полувагонах с бункерами на рамах, снабженных паровой системой обогрева. Эти бункеры устроены таким образом, что их можно наклонять для выгрузки и возвращать обратно.

Малогабаритные танкеры применяют для перевозки смазочных материалов. Их монтируют на спецподиумы и переносят на борт грузовиков с помощью подъемников. В этих контейнерах поддерживается тепло вязких жидкостей. Заполнение и выгрузка продукции осуществляется через спецустановки. Подход к ним обеспечивают разнотипные пути: основные для приема-отправки, вспомогательные для обработки упакованных грузов и обгонные для дополнительных операций.

Спецификация транспортировки жидких грузов зафиксирована в нормативном документе. Здесь детально изложены инструкции по формированию маршрутов для наливных грузов, процесс их передачи, лимиты времени на выгрузку и другие детали.

Требования к перевозчикам

В документе четко оговорено, что перед началом работы водители (машинисты, капитаны) проходят спецподготовку и получают соответствующие разрешения. Инструктажи, как общего характера, так и непосредственно перед поездкой, проводятся регулярно. Это необходимо для осведомления персонала о методах безопасной транспортировки различных видов грузов и действиях в экстренных ситуациях.

Для безаварийной перевозки нефтепродуктов важна защита рабочих. Им выдают спецсредства для безопасной работы и ремонта, что снижает риск от вредных паров. Каковы требования к документам для транспортировки?

Перед тем как начать перевозку, грузоотправитель и получатель обязаны оформить контракт, который является ключевым в их взаимодействии. К контракту прилагаются следующие документы: международная и отечественная транспортные накладные, а также комплект документов на товар. Отправитель груза заполняет транспортную накладную, необходимую для перевозки опасных веществ. В комплект сопроводительных документов включаются сертификаты и паспорт качества материала. Эти бумаги подвергаются детальной проверке контрольными органами.

Для перевозки опасных веществ требуются следующие бумаги и меры предосторожности:

  • Наличие разрешения на перевозку вредных материалов.
  • Специальный лист с маркировкой опасности.
  • Сертификат соответствия транспорта ДОПОГ.
  • Подтверждение квалификации водителя.
  • Запланированный маршрут следования.
  • Инструкции для нештатных ситуаций.
  • Данные о грузе.

Отгрузка нефтепродуктов происходит строго раздельно и только в чистые емкости. Перед отправкой проверяют на отсутствие влаги и посторонних включений. Густые нефтепродукты перевозят в цистернах с обогревом.

Топливо