Возможно, вы имели несчастье столкнуться с некачественным дизельным топливом и теперь задаетесь вопросом, как спасти свой автомобиль. Двигатель сам подает признаки того, что что-то не так. Из выхлопной трубы может идти дым, двигатель может работать вяло, когда вы пытаетесь его завести, и он может работать не так хорошо, как раньше. Следует иметь в виду, что двигатель не сразу покажет эти признаки, так как может пройти некоторое время, прежде чем проявится влияние плохого топлива. Что же делать?
Проблемы с топливом можно устранить с помощью нескольких простых решений
Во многих случаях слить, промыть и очистить топливо не представляется возможным. Но если производитель добавил в топливо что-то, чего там быть не должно, то, возможно, с этим можно что-то сделать!
Низкое цетановое число, плохая смазывающая способность, недостаточные низкотемпературные свойства — все это может быть вызвано некачественной соляркой. Причиной задержки запуска также может быть любой из этих факторов, а также превращение летнего дизельного топлива в зимнее путем добавления керосина. То же самое касается дыма и «дури».
Ответ на эти проблемы? «Пара на каждую тварь»: цетан-корректоры, смазывающие присадки, антигели и универсальные составы. Последние известны как топливные корректоры, и они могут стать отличным решением, поскольку содержат все необходимые присадки в одном флаконе.
Разнообразный состав
Мы можем предложить подборку композиций от некоторых известных компаний. К ним относятся:
- Цетан-корректоры
- Российский препарат BBF
- Американский препарат Cetane Plus SMT2
Смазочные присадки
- Наша «ТОТЕК для ЕВРО-4»
- Французская «Энергия-3000»
Антигели
- Американский «Hi-Gear Diesel Antigel
- Российский «Astrohim diesel Antigel»
Комплексные универсальные препараты
- Немецкая Liqui Moly — Суперприсадка для дизельного топлива
- Европейский Castrol TDA
Чувствительность дизельного топлива
Дизельное топливо гораздо более чувствительно к изменениям состава, чем бензин. В момент впрыска, испарения и сгорания в цилиндре находится лишь ограниченное количество времени. Колебания основных параметров, таких как октановое число, соотношение углеводородов и кислорода, для бензина составляют всего несколько процентов, в то время как для дизельного топлива (ДТ) картина гораздо хуже. Недавние проверки дизельного топлива на известных АЗС в одном из крупных северных городов показали, что цетановое число колеблется от 46 до 55, т. е. разница составляет почти 20%! Температура перегонки 95% образцов варьировалась от 290 до 360°C. Более высокая температура приводит к ухудшению испаряемости топлива, а более низкое цетановое число затрудняет воспламенение. Эти проблемы могут привести к появлению дыма и нежеланию двигателя запускаться.
Тем не менее, они продолжают цвести
Даже в образцах, отобранных на «ультразаправочных станциях», концентрация серы колебалась от менее 7 ppm до более 4000 ppm! Индекс смазывающей способности, иначе называемый диаметром пятна износа, колебался от 245 до 460 мкм. И что самое интересное, все это дизельное топливо было кондиционировано! Вот такие хитрые ГОСТы, да и другие направления!
Готовься к зиме: Приключение со смешиванием топлива
В начале нашего путешествия мы использовали в качестве основы топливо для кондиционеров, при этом тщательно следя за тем, чтобы не превышать щедрые нормы. Теперь пришло время завершить нашу работу и добавить в смесь приличное количество керосина. После этого цетановое число снизилось до 41, а смазывающая способность увеличилась до 402 мкм (что соответствует нормам). Добавление керосина в летнее дизельное топливо несколько улучшило его низкотемпературные свойства, однако до настоящего зимнего дизельного топлива было еще далеко. Температура фильтруемости составила −9°С, температура замерзания −25°С. Открываем бутылки!
Подведение итогов
Специализированные препараты справились с поставленными перед ними задачами. Цетановые корректоры способствуют повышению цетанового числа, смазывающие присадки — улучшению смазывающей способности, а антигели — улучшению низкотемпературных характеристик. Универсальные корректоры по-прежнему функциональны, но не так эффективны, как высококлассные составы по каждому параметру. Это хорошо видно при сравнении «ТОТЕК для ЕВРО-4» и Liqui Moly по смазывающей способности. Аналогичный сценарий имеет место и при проверке низкотемпературных свойств и цетанового числа. Хотя «универсалы» не могут сравниться со «специалистами» по эксплуатационным характеристикам, они компенсируют это удобством и практичностью — вместо трех бутылок требуется всего одна.
Улучшение характеристик двигателя за счет присадок к топливу
Использование пробирок и мензурок может быть полезным, но какое влияние оказывают на двигатель топливные присадки? Castrol TDA и Liqui Moly доказали, что они снижают расход топлива и дымность. Дымность является особенно чувствительным индикатором улучшения условий смесеобразования. Однако «Энергия-3000» и антигели не оказали существенного влияния на характеристики двигателя. Впрочем, этого и не обещалось в описании присадок — они предназначены для решения одной проблемы. Таким образом, все справедливо.
Отечественная автохимия: Взгляд на успех
Мы с удовольствием наблюдаем за успехами отечественной автохимии, такой как «ТОТЕК для ЕВРО-4», которая позволяет повысить смазывающую способность без ущерба для топливной экономичности и экологичности. Летом целесообразно держать под рукой канистру универсального топливного корректора на случай, если после заправки двигатель потребует доводки. Однако зимой качество топлива оказывает гораздо большее влияние на запуск и работу двигателя. Чтобы нивелировать проблемы с «керосиновым способом» получения зимнего топлива, рекомендуется хранить в бардачке специализированную смазывающую присадку и использовать ее через каждые 3–5 заправок. Антигели пригодятся в переходный период осень-зима, когда на АЗС при минусовой температуре еще может продаваться летнее топливо. Не помешает залить немного антигеля в бак на незнакомых/подозрительных станциях для защиты от «прихвата» топливной системы в морозную ночь.
Необходимость цетановых присадок
Независимо от времени года цетановая присадка всегда является обязательным элементом в дальних поездках. В окрестностях столиц проблем с цетановым числом не выявлено, однако в отдаленных районах за МКАД оно является абсолютной необходимостью. Результаты наших экспериментов с различными типами препаратов приведены в таблицах. Мы воздержались от распределения препаратов по соответствующим категориям, поскольку сравнивать их эффективность было бы необразованно. Мы оценивали не столько состав, сколько технологии, используемые для экономии топлива. Окончательный вывод остается за Вами.