Авторынок России: реалии

Основные точки отчета «Автостат»

Ключевые моменты рынка авто в России. Выделим основные:

  • Нехватка транспортных средств из-за кризиса в поставках электроники приводит к простоям на заводах.
  • Покупатели сталкиваются с ограниченным выбором и высокими ценами в автосалонах, а также с задержками в доставке.
  • Эксперты прогнозируют, что при достаточном количестве машин и приемлемых ценах рынок мог бы увеличиться до 1,8–2 млн единиц.
  • В 2021 году было продано 1 439 045 новых авто, увеличение на 6,9% по сравнению с прошлым годом.

Ценники на авто ушли в полет: по версии экспертов, они потеряли связь с действительностью. «Автостат» свидетельствует о 23%-ном подъеме стоимости за год. Разрыв между ожидаемыми и фактическими расценками привел к удорожанию на 35–40%. Вероятность прекращения покупки транспорта в следующем году велика, если диспаратность цен не урегулируется.

Владельцы подержанных машин теперь имеют шанс продать их дороже, чем купили несколько лет назад. Аналитики ожидают, что оборот рынка новых авто в России достигнет рекордных 3,02 трлн руб., что превысит показатель года ранее в 2,57 трлн руб. Однако в долларах США этот объем ($40,9 млрд) значительно уступает затратам 2011–2013 годов ($75,3−74,3 млрд), отчасти из-за обесценивания рубля. При этом, стоимость нового авто в среднем превзошла 2 млн рублей.

Китайские автопроизводители активно завоевывают российский рынок. Раньше их доля не превышала 3,8%, но к концу ноября 2021 г. она удвоилась до 7,3%. Основной вклад в рост внесли несколько ведущих брендов с обновленными моделями. За 11 месяцев Haval продал 34 765 авто (+134%), Chery — 32 883 (+252%), Geely — 22 479 (+63%), подтверждает АЕБ.

Прогноз для китайских автобрендов

Аналитики «Автостата» предсказывают, что автомобили из Китая займут 10% отечественного авторынка в следующем году. Сергей Целиков сомневается, что они смогли бы удержать 7% без проблем у конкурентов и при стандартных ценах у других дилеров. Китайские производители выигрывают за счет наличия машин и контроля над ценниками у дилеров.

В текущем году более половины авто на рынке России — внедорожники, в то время как в 2012 их было всего 31%. Почти все автопроизводители в РФ сфокусировались на SUV, за исключением Citroen, Kia, Mini, Skoda, Volkswagen и Lada — у них кроссоверы не дотягивают до половины продаж.

В РФ число автомобилей на рынке снизилось с 442 в 2014 до 303 в текущем году. Лидируют по разнообразию «премиумы» с Mercedes (22), Audi (20) и BMW (17) впереди. Kia возглавляет массовый сегмент с 16 моделями. Электромобили еще не так популярны в России, в отличие от Европы и США, с продажами около 2 тыс. и большинство популярных моделей здесь не официально продаются.

Экологический рейтинг авто: лидирует Porsche Taycan (534), за ним Tesla Model 3 (342), Audi e-tron (311), Tesla Model Y (122), Nissan Leaf (113). В России официальные продажи ведут только Audi и Porsche. Импорт других моделей под вопросом из-за возможных таможенных изменений.

Автомобили