За четверть века китайская автомобильная марка Chery добилась невероятного успеха. Начав со скромных позиций, сегодня она является одним из самых заметных игроков на российском автомобильном рынке. Материнская марка регулярно обновляет и расширяет свой модельный ряд, а премиальный Exeed стремительно набирает обороты. Кроме того, компания готовится к выводу на рынок брендов Omoda и Jetour. В этой статье мы вспомним историю Chery и поговорим о том, как компания выглядит сегодня.
Chery: Китайский автопроизводитель
Chery — китайская государственная автомобилестроительная компания, основанная в городе Уху (провинция Аньхой) в 1997 году в связи с бурным ростом промышленности и населения Народной Республики. Китайское слово «Qirui», от которого произошло название «Chery», в переводе на русский язык означает «особо одаренный» или «очень удачливый». В английском языке это название ассоциируется со схожими по звучанию словами «Cherry» и «Cheery». Изначально компания создавалась для производства двигателей и деталей для автомобилей, но со временем стала выпускать собственные автомобили.
В декабре 1999 года был представлен первый автомобиль Chery — нашумевший многоликий лифтбек Fengyun, известный также под названиями Fulwin, Windcloud, Flagcloud, A11, A168, Qiyun, Viana и Cowin 2. В России он был известен под названиями Chery Amulet и Vortex Corda.
Fengyun: Ретро-автомобиль
Fengyun и его ответвления являются копиями первоначального испанского Seat Toledo, созданного в конце 80-х — начале 90-х годов. В Китае он был разработан компанией Chery после завершения его производства в Европе. Дизайн итальянского мастера Джорджетто Джуджаро в сочетании с хорошо продуманным интерьером, дающим просторный для компактного автомобиля салон и огромный багажник, сделали его подходящей базой для свежего китайского бюджетного автомобиля — например, Cowin 2. Он использовался до 2016 года — его выпуск можно было бы продолжить, но спрос на него снизился, поскольку на китайском рынке появились более актуальные и привлекательные альтернативы по сходной цене.
Возрождение Chery Amulet российского производства
С 2006 по 2008 год автомобиль Chery Amulet собирался на калининградском заводе «Автотор». В 2007 г. он прошел краш-тест от газеты «Авторевю», результаты которого ошеломили многих и заставили засомневаться в покупке. Несмотря на низкие показатели безопасности и коррозионную стойкость, в 2010–2012 годах «Амулет» получил новую жизнь в России, где выпускался на ТагАЗе под названием Vortex Corda. Маркировка Vortex была создана специально для Российской Федерации, под ней на Таганрогском заводе собирались седан Estina (переименован в Chery Fora) и кроссовер Tingo (Chery Tiggo). Лифтбек Corda, будучи наименее популярным среди трех ведущих моделей Vortex, не имел шансов попасть в Россию.
Настоящий победитель Chery
На рубеже прошлого десятилетия компания Chery произвела фурор, выпустив кроссовер Tiggo — беззастенчивую копию Toyota RAV4 второго поколения с пятидверным кузовом. Этот китайский «Равик» пережил несколько обновлений и ребрендингов (Tiggo FL, Tiggo 3, Vortex Tingo). Его цена оказалась привлекательной для многих россиян, сделавших его своим первым (а зачастую и единственным) кроссовером. К сожалению, производство модели прекратилось в 2020 году, когда Chery перешла на более высокий технологический уровень.
Кроссоверы Chery завоевывают российский рынок
В 2019 году в Россию поступили два новых кроссовера Chery: субкомпактный Tiggo 4 и компактный Tiggo 7. Эти автомобили заметно улучшили свои потребительские качества по сравнению с предыдущими моделями китайской марки. Водители отметили, что автомобили выглядят и управляются отлично, несмотря на некоторые незначительные недостатки.
Впервые бывшие владельцы корейских, японских и европейских автомобилей стали массово пересаживаться на Chery. Эта тенденция получила дальнейшее развитие в кризисный период после 2014 года, когда произошел обвал рубля. Этот рост продолжился и в 2021 году, когда дилеры Chery продали 37 118 автомобилей по сравнению с 18 139 на уровне до 2014 года. Еще более впечатляющим является рост по сравнению с показателями 2019 года — 6 358 автомобилей и 2020 года — 11 452 единицы.
Chery выводит на российский рынок премиальный бренд Exeed
В 2020 году компания Chery выводит на российский рынок премиальную марку Exeed. Первоначально эта марка была названа Cheryexeed специально для российского рынка. Однако к концу лета прошлого года марка вернулась к своему первоначальному китайскому названию — просто Exeed. Автомобили Exeed теперь можно приобрести через собственную дилерскую сеть и российские потребительские сайты. Теперь Chery и Exeed — это разные компании.
Китайская роскошь в России: Спрос, усиленный геополитическими событиями
По состоянию на февраль этого года рынок китайской роскоши в России уже имел большой успех. На это повлияли политические события того времени, которые привели к бегству европейских, американских и японских брендов премиум-класса.
В компании Chery предусмотрительно поняли, что на этом освободившемся рынке найдется место еще для нескольких китайских брендов. Первой появилась марка Omoda, созданная специально для российского рынка. Она позиционируется как «высокий средний класс» между Chery и Exeed.
Вслед за ней, по слухам, на российском рынке появится и молодежный бренд Jetour.
Стремительный рост Jetour
Jetour, китайский молодежный бренд с автомобилями умеренной ценовой категории, был запущен в 2018 году и сразу же добился успеха. За первые два года в Китае было продано более 130 тыс. автомобилей Jetour. В начале этого года материнская компания Chery объявила о переформатировании бренда с целью повышения его успешности.
Другие бренды Chery
В 2009 г. компания Chery вывела на рынок три новых бренда — Karry, Rely и Riich, но из-за нестандартного позиционирования и нехватки ресурсов в 2012 г. Rely и Riich были сняты с производства. Однако Karry продолжает существовать и выпускает в основном недорогие легкие грузовики и микроавтобусы.
Qoros: Уникальное китайско-израильское автомобильное предприятие
В 2007 г. компании Chery и Israel Corporation через свое подразделение Kenon создали автомобильную компанию с целью участия в европейском, китайском и, в конечном счете, мировом рынках. Новое предприятие получило название CQAC (Chery Quantum Automotive Corporation), которое впоследствии было изменено на более мелодичное — Qoros. С самого начала планировалось создать целое семейство компактных автомобилей, первый из которых — Qoros 3 — дебютировал в 2013 году на Женевском автосалоне. Многих впечатлил европейский дизайн Qoros, а также его 5-звездочный рейтинг безопасности Euro NCAP, однако проект не достиг желаемого успеха.
Qoros пытается закрепиться в Европе
Компания Qoros с большим трудом создавала дилерскую сеть в Европе, и в итоге было продано лишь небольшое количество автомобилей. Качество производства также не соответствовало требованиям, поскольку сборка осуществлялась в Чанше (Китай). Даже в Китае продажи были низкими.
Chery создает дочернюю компанию
В 2014 г. компания Chery создала дочернюю компанию под названием Cowin Auto, которая ранее использовалась для обозначения моделей Chery. Это было сделано для того, чтобы ориентироваться на людей молодого поколения, особенно из сельской местности, на всем китайском рынке.
Переформатирование марки Cowin
В последнее время модельный ряд Cowin получил небольшое обновление, опираясь на модели Chery. Тем не менее, продажи остаются низкими, и поэтому в июле было объявлено, что марка Cowin будет подвергнута капитальному ремонту. Обновления позволят заметно отличиться от моделей Chery, а начиная с 2024 года в модельном ряду появятся модели с уникальным дизайном, разработанным бельгийцем Лоуи Вермершем — бывшим дизайнером Pininfarina. Результаты такой трансформации покажет только время.
Пересмотренный текст
В 2012 году компания Chery начала сотрудничество с британским автопроизводителем Jaguar Land Rover, принадлежащим индийской компании Tata Motors, с целью производства британских автомобилей в Китае. Производство началось два года спустя. Хотя компания Chery не принимает участия в управлении совместным предприятием, сотрудничество с высококлассным брендом способствует укреплению репутации китайского автопроизводителя.
Chery пытается выйти на рынок США
В 2007 г. компания Chery предприняла попытку выйти на рынок США через сотрудничество с Chrysler. Предлагалось продавать бюджетные субкомпакты Chery A1/Kimo под маркой Dodge, но от этой идеи быстро отказались, якобы из-за низкого качества китайских автомобилей.
В 2019 году калифорнийский стартап HAAH Automotive Holdings попытался продвигать автомобили Chery в США. Планировалось выпускать и распространять премиальные модели Exeed под маркой Vantas и обычные кроссоверы Chery под маркой T-GO. Однако это начинание было остановлено — официально из-за пандемии COVID-19, а неофициально — из-за слишком амбициозного руководства HAAH.
В этом году начались поставки автомобилей Chery в Мексику. Географически это также часть Северной Америки, где китайские автомобили продаются под логотипом Chirey.
Позиция Chery в сегменте электромобилей
Несмотря на то, что компания Chery не обладает электромобилями, сравнимыми с Tesla по техническому уровню, мощности и дальности хода, она по-прежнему занимает четвертое место в сегменте электромобилей на китайском автомобильном рынке. По данным CleanTechnica, компания занимает 4,8% рынка. Лидируют BYD, SAIC и Tesla с долями 26,9%, 13,4% и 8,3%. Небольшие и недорогие электромобили Chery, такие как eQ1 и QQ Ice Cream, в первой половине 2022 года были проданы в количестве 46 914 и 54 097 единиц соответственно.
Возвращение в Россию
После краха ТагАЗа компания Chery начала собирать свои автомобили на черкесском заводе «Дервейс», а после его развала на короткое время перебралась на калининградский «Автотор». Завода Chery в нашей стране никогда не было, нет и сейчас, несмотря на то, что этот вопрос неоднократно «обсуждался». В августе появился еще один такой «этап», хотя для Chery очевидна необходимость локализации производства в России — компания неплохо справляется с экспортом из Китая.