Ли Хунчжан начал путь компании Changan в Шанхае в 1862 году. Он создал военный завод Shanghai Foreign Gun Bureau и нанял 50 человек из Гонконга для производства артиллерийских снарядов. Хотя некоторые источники сомневаются в связи между этой компанией и нынешней Changan Auto, мы будем придерживаться официальной позиции марки до тех пор, пока она не будет опровергнута.
Ли Хунчжан: Иконописная фигура
Ли Хунчжан, родившийся 15 февраля 1823 г., был выдающимся человеком. На протяжении всей своей жизни он носил множество престижных титулов: был государственным чиновником, генералом армии, дипломатом. Французская газета Le Siècle даже удостоила его прозвища «желтый Бисмарк». Интересным моментом в жизни Ли Хунчжана было то, что он всегда поддерживал Россию в противостоянии с Японией и Великобританией.
A Legacy That Lives On
Наследие Ли Хунчжана продолжает жить и по сей день благодаря созданной им компании.
Переломный момент
В 1937 году начало китайско-японской войны заставило перенести часть производства из зоны боевых действий. Это стало поворотным моментом в истории компании. О периоде с 1937 по 1950-е годы известно очень мало. Однако известно, что предприятие было переименовано в 21-й Арсенал и располагалось в Чунцине. Во время Второй мировой войны он подвергался атакам японской авиации, а 29 ноября 1949 года группа из 2000 тайваньских диверсантов, выполняя приказ Чан Кайши, попыталась взорвать 21-й арсенал.
Возрождение
В 1958 году предприятие вновь увидело свет, но уже под другим названием: Chongqing Chang’an Arsenal. Произошли и другие изменения. Компания была переименована в Chongqing Changan Machinery Works, начался выпуск внедорожников Changjian 46.
Кто был первым автомобилем Китая?
Поиск первого автомобиля Китая не обошел стороной и этот автомобиль. Бывали случаи, когда некоторые СМИ решали приписать звание «первого» Changjian 46. Возможно, это был первый серийный военный внедорожник китайского производства, но точно не первый легковой автомобиль.
46-я модель была копией знаменитого американского Jeep CJ5, который пользовался большим успехом в Китае. Changjian 46 оснащался двигателем производства Xiangjiang Machinery Works, который, в свою очередь, являлся копией мотора Jeep Go Devil. Этот четырехцилиндровый двигатель имел объем 2,2 л и развивал приличную мощность 75 л. с. Он развивал максимальную скорость 115 км/ч, весил 1150 кг при расходе топлива 13,7 л на 100 км.
Течение Янцзы
Название Чанцзян указывает на реку Янцзы, протекающую через Чунцин. К сожалению, производство этого автомобиля было скудным — с 1959 по 1963 год с конвейера сошло всего 1390 экземпляров. Кстати, по данным сайта CarNewsChina.com, в 1963 г. производство было перенесено в Пекин, в результате чего Чунцинский завод Changan Machinery Works стал предшественником пекинского завода. Несмотря на это, данная версия встречается с определенной долей скептицизма. В каком-то смысле это объясняет отсутствие какой-либо четкой информации о том, чем занималась компания Changan в течение последующих нескольких десятилетий после запуска Changjian 46.
Десятилетия молчания
С 1963 года до начала 80-х годов завод Changan молчал. Но в 1984 году с конвейера сошли первые автомобили под маркой Changan. Это были микроавтобус SC112 и грузовая версия SC110. Сайт Autohome.cn сообщает, что в Гуанчжоу были куплены и разобраны два грузовика Suzuki Carry ST-90. Однако воссоздать японскую модель не удалось из-за проблем с двигателем, приборной панелью и кабиной.
Changan и Suzuki объединились
Компания Changan заключила соглашение с японской маркой, которая очень неуверенно чувствовала себя на рынке азиатских аналогов. В ходе длительных переговоров специалисты авторемонтного завода 3403 вручную собирали кабину на конкретных моделях. Проблему с приборной панелью в Changan устранили самостоятельно. Японские представители, посетившие завод, были поражены копией Suzuki Carry, которую Changan изготовил самостоятельно, без посторонней помощи. Для дальнейшего изучения компания приобрела еще несколько Carry. На японскую версию устанавливался как 0,5-литровый 3-цилиндровый, так и 0,7-литровый 4-цилиндровый двигатель. Судя по всему, китайский «клон» получил те же двигатели. Эти успехи способствовали тому, что 2 марта 1984 года было подписано соглашение о сотрудничестве с компанией Suzuki. 15 ноября было начато серийное производство SC112 и SC110.
В период с 84 по 86 гг.
Было выпущено более 10 тыс. мини-грузовиков, и они оказались успешными. В кратчайшие сроки компания Changan стала культовой и превратилась в гордость Чунцина — «фирменное блюдо Чунцина». Китайское правительство также поддержало производство, исследования и разработку компактных автомобилей, оказав им полную поддержку.
Расширение модельного ряда в 1989 году
В 1989 г. компания Changan выпустила версию грузовика SC110 с двухрядной кабиной, что послужило расширением модельного ряда. 18 мая 1990 года 10 минивэнов этой марки были предоставлены для 11-х Азиатских игр стоимостью 400 тыс. юаней. Успешный запуск линейки минивэнов в конечном итоге привел к развитию партнерства между Changan и Suzuki. В июне 1993 года было создано совместное предприятие, получившее название Chongqing Changan Suzuki Automobile Co., Ltd., с уставным капиталом 190 млн. долл. Changan принадлежал 51% акций, а Suzuki Japan и Suzuki Investment Co. — 39% и 10% соответственно.
Changan Suzuki и Changan Ford Automobile Co.
Компания Changan Suzuki, имея опыт производства автомобилей, выбрала в качестве первой модели Suzuki Alto 1984 года выпуска. 25 марта 1995 г. с конвейера Changan Suzuki сошел первый Alto SC7080 в качестве пробного заказа, который был запущен в серийное производство 1 апреля того же года. Сотрудничество с иностранными производителями с каждым годом становилось все более прибыльным, что побудило Changan 25 апреля 2001 г. создать компанию Changan Ford Automobile Co, Ltd., в которой каждой из сторон принадлежит по 50% акций. Примечательно, что строительство завода было завершено всего за 14 месяцев. Первым автомобилем, сошедшим с конвейера, стал Ford Fiesta 18 января 2003 года. К апрелю 2005 года Changan Ford и Mazda приступили к строительству нового производственного комплекса в Нанкине.
Mazda присоединяется к Changan Ford Mazda не хотела оставаться в стороне, и 27 февраля 2006 года японский автопроизводитель приобрел у Ford 15% акций Changan Ford, присоединившись к совместному предприятию. Это привело к изменению названия на Changan Ford Mazda Automobile Co., Ltd. Интересно, что в силу специфики совместных предприятий в Китае, автомобили Mazdas, произведенные на Changan Ford Mazda Auto, продавались в дилерской сети другого совместного предприятия — FAW Mazda.
Сотрудничество с Ford
В 2006 году многие не знали, что Changan начал сборку автомобилей Volvo. Это позволило выпустить удлиненную версию Volvo S80L, призванную конкурировать с немецкими марками. В 2008 г. у Volvo возникли проблемы, и тогдашний владелец компании Ford предложил продать марку. Среди возможных покупателей были SAIC, Chery, Geely и Changan. Ford отдал предпочтение Changan, учитывая их предыдущий опыт совместной работы.
Создание Changan Automobile Nanjing
В июне 2000 года было создано дочернее предприятие Changan в Нанкине. Его продуктовая линейка была ограничена только коммерческими автомобилями.
Достижение вехи
В июле следующего года этот китайский производитель первым в стране преодолел рубеж в 1 млн. проданных автомобилей.
Расширение конструкторского центра
Затем, в 2003 году, в Турине (Италия) был основан Европейский дизайн-центр Changan. Это позволило китайцам внедрять итальянские концепции дизайна и кузовов в собственное производство.
Развитие пассажирских автомобилей Changan Automobiles
В июле 2006 года компания Changan Automobiles объявила о собственной стратегии развития легковых автомобилей. Дебют первого хэтчбека Changan Benben состоялся на Пекинском автосалоне в ноябре того же года. Автомобиль оснащался двигателем JL474Q2, созданным на базе силового агрегата Suzuki Antilope, объемом 1,3 л. Это стало началом успешного пути легкового подразделения Changan на китайском рынке.
Changan’s Milestone — Yuexiang
В 2009 году компания Changan разработала новую модель автомобиля — Yuexiang, которая должна была представлять собой новый современный дизайн, хотя и имела поразительное сходство с Mazda 3. В 2010 г. марка выпустила собственный хэтчбек CX30, который имел европейский экстерьер и заднюю часть, напоминающую Ford Focus. CX30 оснащался двумя двигателями — 1,6-литровым мощностью 106 л. с. и 2,0-литровым мощностью 152 л. с. 31 октября того же года Changan изменил свой логотип на тот, который хорошо известен сегодня.
Решающие 10 лет
Последующее десятилетие оказалось переломным для Changan Auto. Они стали хозяевами моделей Eado, Raeton, а коммерческая сторона бренда Chana развилась до впечатляющих высот. Кроме того, компания освоила сегмент кроссоверов, создав бренды Auchan, Skylark и Land Wind. Эти шаги позволили Chongqing стать одним из четырех крупнейших китайских автомобильных брендов. С объемом производства 20 млн. автомобилей они являются вероятными лидерами китайского автопрома в будущем. В качестве козыря — перспективная серия кроссоверов UNI, которая может в кратчайшие сроки вывести их на уровень 30 млн. автомобилей.